САЙТ ТАТЬЯНЫ Ф.
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

вебквест

Вебквест (webquest) в педагогике – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Особенностью вебквестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб сайтах. Благодаря действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение учебной информации. Ученику дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на  источники даются преподавателем, но часть учащиеся могут найти сами, пользуясь поисковыми системами. По завершении квеста учащиеся  представляют собственные  творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

По сути, основой вебквестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США.

Впервые термин "вебквест" (WebQuest) был предложен в 1995 году Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). (Слайд 4)  Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.

Берни Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:(Слайд 5)

  1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
  2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
  3. По типу заданий, выполняемых учащимися: (Слайд 6)  пересказ, компиляция, загадка, журналистский, конструкторский, творческий, решения спорных проблем, убеждающий, самопознание, аналитический, оценочный, научный.

Задания на пересказ представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует мнение о том, что вебквесты, основанные только на пересказе, нельзя считать вебквестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для веб-квеста при условии, что:

  • формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор;
  • учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию;
  • учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации.

Суть компиляционного задания заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная компиляция может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта. Например, это может быть кулинарная книга, составленная из рецептов, собранных в Интернете, открытки для туристов и так далее.

Вебквест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета. Напротив, необходимо придумать загадку, решение которой требует усвоения информация из нескольких источников и составления этой информации в единое целое посредством выводов и обобщений.

В журналистских вебквестах учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого журналистского жанра.

Конструкторский вебквест требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать квартиру, удовлетворяющую нуждам определенной семьи.

Творческие вебквесты требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и т.д.). При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся.

Вебквесты по решению спорных проблем предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу.

Убеждающий вебквест (Слайд 7) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление в суде, письмо, статья или пресс-релиз, постер, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и т. д.

Вебквесты, ориентированные на самопознание, имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов.

Аналитический вебквест исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Учащиеся должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь, причины и следствия и обсудить их значение.

Оценочные вебквесты представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка.

Научные вебквесты служат для знакомства и приобщения учащихся к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке.

 

Технология вебквест  имеет ряд преимуществ при обучении иностранному языку: (Слайд 8)

  • обеспечивает  самостоятельность учащихся;
  • способствует принятию самостоятельных решений и дает возможность осуществить индивидуальный подход;
  • развивает критическое мышление;
  • делает осмысленным и целесообразным систематическое использование Интернет ресурсов на занятии;
  • мотивирует изучение нового языкового материала;
  • способствует развитию компьютерных навыков;
  • развитию мышления на стадии анализа, обобщения и оценки информации;
  • позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации (увеличивает словарный запас учащихся);
  • организует работу над проблемой в форме целенаправленного исследования, рассчитанного на любой временной промежуток (от нескольких минут, до нескольких недель).

Структура веб-квеста (Слайд 9)

Веб-квест состоит из следующих разделов:

  1. Введение - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста.
  2. Задание - формулировка проблемной задачи (вопросы, на которые учащиеся должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования) и описание формы представления конечного результата.
  3. Порядок работы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации.
  4. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в вебквесте.
  5. Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный вебквест, вопросы для дальнейшего развития темы.
  6. Страничка учителя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать вебквест.

 

Следует помнить о том, что использование вебквестов  требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективная интеграции вебквестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда вебквест является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы и сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в вебквесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.

Практические этапы разработки и подготовки вебквеста преподавателем таковы: (Слайд 10)

  • необходимо наметить тему/темы или поставить проблему;
  • решить, сколько человек будут принимать участие в проекте;
  • составить список сайтов, которые помогут в работе;
  • подробно описать требования и разработать критерии оценки проекта.

Давайте посмотрим на один из созданных мной вебквестов. (Слайд 11) Есть множество ресурсов, которые позволяют создавать вебквесты. Я предпочла работать с ресурсом zunal. Мне понравился этот ресурс тем, что при создании вебквеста на нем, сложно ошибиться. В распоряжении учителя подсказки: что нужно писать на каждой страничке. Первый квест можно создать бесплатно. Этого достаточно, чтобы понять технологию их создания. В дальнейшем можно создавать неограниченное количество квестов на платформе www.jimdo.com.

Первая закладка (Слайд 12)  – Название и краткое описание вебквеста

«Удивительные люди». Данный вебквест предполагает подробное изучение биографий нескольких не просто знаменитых, а действительно удивительных людей.

Вторая закладка (Слайд 13) – Вступление.

Представьте себе, что вы – группа молодых журналистов. Главный редактор предложил вам выступить на конференции. Он дал вам задание собрать материал о нескольких выдающихся личностях прошлого и современности. Вы узнаете много нового об уже, казалось бы, знаменитых людях. Выбор за вами.

Третья закладка (Слайд 14)  – Задание.

Итогом вашей работы должно стать выступление на конференции, которое будет сопровождаться презентацией PowerPoint или Prezi. Конференция состоится через три недели.

Четвертая закладка (Слайд 15) – Процесс работы.

На данной страничке учащимся предлагается пошаговая инструкция выполнения задания. Сначала учащиеся делятся на группы, выбирают (тянут жребий) о ком они будут готовить сообщение. Шаг 1 – журналисты – все грамотные люди, в их репортажах не может быть грамматических ошибок. Я предлагаю повторить Простое прошедшее время и сдать распечатку (приложение 1) учителю через неделю. Шаг 2 – изучите сайты, на которые даны ссылки и документы формата Word и заполните таблицу (Fact File) в приложении 2, сдайте ее учителю еще через неделю. (Слайд 16) Шаг 3 – подробнее изучите указанные сайты и выполните предложенные задания. Будьте внимательны – задания и ссылки с информацией о разных выдающихся людях находятся на разных страницах вебквеста (дана подробная инструкция о ком на какой странице). Шаг 4 – создайте презентацию и выступите с ней на конференции.

Пятая закладка (Слайд 17)  – Оценка.

На данной страничке учитель подробно объясняет, как будет оценена работа учащихся. Что дает им возможность провести рефлексию и спрогнозировать свою отметку.

Шестая закладка (Слайд 18)  – Заключение.

Вы проделали большую и серьезную работу! Ваш главный редактор гордится вами! А хотелось бы вам узнать больше и о других выдающихся людях? Как вы думаете, сможете  ли вы стать журналистом?

Седьмая закладка (Слайд 19)  – Страничка учителя.

На этой страничке учитель может дать методические рекомендации по использованию данного вебквеста своим коллегам, (Слайд 20) опубликовать результат работы – проекты детей.

         Восьмая закладка  (Слайд 21) – статистика посещения вебквеста.

В таблице (Слайд 22) систематизированы коммуникативно-речевые умения, развитие которых возможно при использовании вебквестов. Многие из умений, обозначенных в таблице, являются универсальными сразу для нескольких видов речевой деятельности: продуктивных (говорения и письма) и рецептивных (аудирования и чтения). Например, умение «отделять главную информацию от второстепенной» может относиться как к аудированию, так и чтению, а «высказывать и аргументировать свою точку зрения» к говорению и письму.

 

Методическая оценка вебквестов (Слайд 23)

Зарубежными методистами уже разработаны критерии для оценивания вебквестов. Предлагаю ознакомится с одним из них. Им удобно и нужно пользоваться как для оценки своей работы, так и при выборе уже готовых вебквестов, созданных коллегами и находящихся в открытом доступе в интернете. (Слайд 24) Ведь наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами может способствовать формированию у них ложных стереотипов  о культуре страны изучаемого языка.

Для создания вебквестов разработаны специальные шаблоны, (Слайд 25)  позволяющие преподавателям самостоятельно создавать вебквесты.

Коллекции вебквестов размещаются на образовательных порталах.

В заключении хотелось бы отметить, что в отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

Использование технологии вебквестов повышает интерес учащихся к предмету, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет им получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению различных навыков, таких как навыки чтения, говорения и аудирования. У преподавателя есть прекрасная возможность активизировать работу ученика с помощью компьютера, поскольку огромное число учащихся проводят массу времени за монитором. Так пусть они делают это с пользой! (Слайды 26 и 27)

СПАСИБО АВТОРУ СТАТЬИ! ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: туня (19.04.2016)
Просмотров: 534 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 08.07.2025, 16:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
мои учебники [6]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz