Социальный педагог-специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, трудовой коллектив, учреждения дополнительного образования и др.).
Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечению охраны их жизни и здоровья.
Социальный педагог-специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.
Профессиональная деятельность с.п. направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда».Во главу угла ставится человек, и центр внимания социальных педагогов -его проблемы.
Практическая деятельность социального педагога должна быть обоснована теоретически и проведена профессионально:
-с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации,
-оценкой функциональных взаимодействий, которым подвергается отдельный
человек, семья или группа.
В задачах практической деятельности социального педагога входит:
-поддерживать людей;
-стимулировать их на развитие собственных сил, конструктивную деятельность, на
использование имеющихся у них резервов;
-предлагать помощь, организовывать ее, устанавливая необходимые для этого
связи и контакты;
-сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода,
проявлять личное участие, организовывать контроль за ситуацией в целях
защиты клиента;
-вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощи
нуждающимся;
-оказывать воздействие на органы власти и управления с целью повышения
качества обслуживания и социальной защиты;
-информировать инстанции всех уровней о факторах, негативно сказывающихся
на условиях жизни для определенных групп населения.
Объектом деятельности социального педагога может быть: отдельный человек,
Ребенок, группа, семья, организация.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту жительства, на производстве.
Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.
Базовые характеристики социального педагога включают в себя:
-способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между
личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными
и общественными структурами –с другой;
-способность выполнять своеобразную роль «третьего человека», связывающего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
-умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме,
стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
-умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции
неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению
инициативы, активной субъективной позиции клиента.
Социальный педагог должен знать основные закономерности развития личности на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в социуме;
-экологическую, демографическую, социально-педагогическую характеристику
микросреды;
-формы и методы социально-педагогической работы с семьей, различными группами и
категориями населения;
-функции, права и обязанности государственных и общественных институтов по
отношению к семье и личности;
-концепцию и программу современной социальной политики;
-основы трудового законодательства, семейного права;
-методику и технологию диагностики личности и ее микросреды;
-иметь навыки анализа и программирования социальной работы, проведения социально-педагогических исследований, уметь действовать в соответствии с кодексом этики социального педагога.
Этический кодекс специалиста.
Обязательными качествами специалиста являются эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманным, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой культурой, чувством такта.
В кодексе этики социального педагога определены следующие позиции:
-не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности;
-уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;
-быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определять пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;
-быть посредником, связывающим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи;
-уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;
-исходить всегда из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе любей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
-соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента;
-уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики;
-вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности;
-полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;
не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги, только добровольно предлагаемую и на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу;
стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы; основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;
-защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;
-всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступным различным группам населения;
-содействовать развитию благосостояния общества посредством;
а)расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями;
б)активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических и физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения;
в)создания условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество;
г)инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости.
|