Изучение ИЯ рассматривается сегодня как одно из приоритетных
направлений современного образования и встраивается в контексте ключевых
параметров государственной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
нормативно-правовой базы, определяющей место ИЯ в системе школьного
филологического образования. Изменение парадигмы школьного иноязычного образования
ее целостно-смысловой структуры в условиях начальной школы, предпрофильной
подготовки и профильного обучения и базируется на концепции коммуникативного
иноязычного образования развития индивидуальности в диалоге культур, автором
которого является Е.И. Пассов, заслуженный деятель науки Р.Ф., доктор
педагогических наук, президент научно-образовательного фонда «Методическая
школа Пассова». Инновационный процессы в системе иноязычного образования
призваны обеспечить на разных этапах:
освоение обучения иноязычному общению фундаментального ядра
содержания иноязычного образования в условиях многообразия и открытости
образовательных систем и видов образовательных учреждений (гимназий, лицей,
систем дополнительного образования);
расширение возможностей изучения иностранного языка с учетом
потребностей обучающихся вектор их познавательного и личностного
развития(изучение ИЯ на базовом, повышенном, высоком уровнях);
включение в образовательный процесс форм, способов
продуктивных здоровье сберегающих технологий овладения ИЯ с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся в том числе одаренных и талантливых
детей (тьюторское сорповождение, создание индивидуальных образовательных
маршрутов, предпрофильной и элективные курсы, дистанционное обучение и т.д.)
формирование универсальных учебных действий , личностных,
метопредметных и предметных компетенций в условиях личностно-смыслового,
личностно- деятельностного подходов обучения ИЯ;
формирование целостного иноязычного образовательного
пространства в единстве урочной и внеурочной деятельности (в том числе и через
развитие сети социального пространства российскими и зарубежными),
обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России;
в области иноязычного образования особые преобразования в
настоящее время происходят в начальной школе, которая в штатном режиме
переходят на стандартны нового поколения(ФГОС), где ИЯ является обязательным
предметом со 2го класса при обязательных 2-х часах в неделю. Следует обратить
внимание и на складывающуюся систему иноязычного образования в условиях
предшкольного образования. При этом с целью сохранения преемственности в
изучении ИЯ в детском саду и школе, наметилась положительная практика введение
предмета «Иностранный язык» с 1го класса;
в основной школе в соответствии с ГОС-2004 и ФГОС нового
поколения создаются условия для изучения второго иностранного языка с учетной
нагрузкой не менее 2-х часов в неделю;
в профильной школе, в ОУ повышенного уровня продолжается
изучение второго иностранного языка(английского, немецкого, французского),
создаются условия для углубленного изучения иностранного языка. При этом основу
содержания иностранного образования составляют проблемы гуманитарной культуры,
общества и человека.
Несомненно,
решать все эти проблемы предстоит учителю
иностранного языка. Учителю-профессионалу, гражданину способному творческие
подходить к поиску и решению порой нестандартных ситуацийю
При обучении ИЯ в
современной школе целесообразно выделить следующие основные направления работы:
создание условий для
получения учащимися качественного образования на основе формирования
универсальных ключевых языковых компетенций в ходе изучения как базовых, так и
профильных дисциплин;
оптимизировать
интерактивную образовательную среду языкового обучения, а также работу по
элективным предметам и индивидуальным планам;
совершенствовать
работу с одарёнными детьми на основе компетентностного подхода;
расширить
мировоззренческую и информационную культуру всех участников образовательного
процесса [2];
создать условия для
формирования у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора
собственной индивидуальной образовательной траектории и умения реализовывать её
на практике. Для того чтобы добиться
подобных успехов, мы стараемся использовать в работе как зарекомендовавшие себя
педагогические приёмы, так и новые, современные методы. Одним из таких
новшеств, на практике помогающим реализовать поставленные задачи, стала Школа
для Одарённых Детей (ШОД), работающая летом на базе гимназии. В летний период
учащиеся 5–11 классов бесплатно посещают занятия, которые ведут учителя не
только нашей гимназии, но и преподаватели вузов области. Обучение идёт по
совершенно разным направлениям: это и подготовка к сдаче ЕГЭ, экскурсии на
иностранных языках, постановка спектаклей и концертов, просмотр зарубежных
материалов, фонетические конкурсы, занятия по аудированию, обучение
особенностям письменной речи и т. д.
Главные
задачи ШОД — развивать креативные способности учащихся, реализовывать проекты с
использованием компьютерных технологий, усиливать мотивацию учащихся с учетом
их личностной направленности.
Дело в том, что
преподавание иностранных языков в школе зачастую несколько оторвано от
реальности, многие темы абстрактны, что сказывается как на мотивации учащихся,
так и на закреплении в практической речевой деятельности знаний, навыков и
умений, полученных в процессе обучения. Чаще всего при общении с иностранцами (да
и при неподготовленной беседе на экзамене, собеседовании) у учащихся возникают
трудности, психологический дискомфорт, потому что им сложно совместить
полученные лексические, грамматические навыки с реалиями конкретной ситуации.
Трудности возникают и с формулировкой логически законченного высказывания,
особенно если в диалоге/монологе нужно рассмотреть ситуацию с разных, зачастую
противоположных сторон. Поэтому в процессе обучения иностранному языку
необходимо обеспечить связь учебной иноязычной деятельности с внешней средой,
научить ученика передавать реалии родной культуры средствами иностранного
языка[3].
|