САЙТ ТАТЬЯНЫ Ф.
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование УУД у учащихся начальных классов на уроках математики

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазввитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области

 Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Виды универсальных учебных действий    

В составе основных видов универсальных учебных действий  можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Представим названные блоки УУД более подробно.

       Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

      Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

     Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, 

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Каждый УМК имеет свои теоретические и методические особенности, которые, безусловно, сказываются на технологии проведения урока.В настоящее время всё более широкое распространение получает личностно-ориентированная развивающая система обучения

«Перспективная начальная школа». Созданная на методических основах развивающих систем обучения, она вобрала в себя опыт классических систем обучения, учитывая при этом необходимость формирования прочных знаний,умений и навыков.

УМК «ПНШ» предлагает содержание начального образования в

полном объёме современных государственных эталонов и программирует различные формы обучения, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. В связи с этим каждый УЧЕБНИК из этого комплекта – это ещё и инструмент по организации учебных форм обучения УЧЕНИКА на уроке и вне урока.

Новая технология УМК ставит УЧЕБНИК в центр всех составляющих

комплекта (словарей, справочников, хрестоматий, тетрадей для

самостоятельной работы, Интернета) и реализуется через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих методике обучения как гуманитарным, так и естественно-математическим предметам.Эти типические свойства в свою очередь определяют  особую, единую для всего комплекта структуру учебника. В каком-то смысле учебник становится самоучителем для ребёнка, его настольной книгой. Основные типические свойства УМК комплектность, инструментальность, интерактивность

Содержание всех предметов УМК позволяет педагогам, в первую очередь,  обеспечивать возможности каждому  учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; способствует развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, её мобильности и  компетентностей в любой предметной области познания.

Так,  изучение математики в рамках учебно-методического комплекса позволяет учащимся расширить использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в окружающем пространстве; сравнения и упорядочения предметов по разным признакам; решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями; оценки размеров предметов «на глаз»; самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур и инструментов). Курс математики в УМК «ПНШ» имеет цель не только ввести в ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а так же предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

 Материал учебника включает задания, которые учат детей анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Отличительной чертой курса является значительное увеличение роли изучения геометрического материала и изучения величин, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, т.к. ребенок воспринимает окружающий мир прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину.

Особое внимание уделяется развитию знаково-символических  действий, моделированию как универсальному учебному действию. 

На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.

Вынесение во внешний план элементов задачи и их отношений, настолько обнажает связи и зависимости между величинами в задаче, что иногда перевод сразу ведет к открытию решения.

В наших учебниках математики имеются  задания по переводу заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.

Теоретический материал дополняется  практикой для чего используются учебные пособия «Математика в практических заданиях».  Данные пособия ориентированы на  формирование и  развитие функциональной грамотности учащихся,  понимаемой  как способность младшими школьниками решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий в учебной и внеучебной деятельности. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках математики знания в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.  Их цель  - научить предметными  средствами отвечать на вопросы, которые предлагает сама жизнь.

 Структура практических задач соответствует действиям человека в незнакомых (нестандартных) ситуациях:

любому (разумному) действию предшествует этап планирования, то есть дробления общего пути к цели на отдельные взаимосвязанный шаги;

полученные на каждом этапе результаты сверяются с исходным условием и достигаемой целью.

 Для выполнения этих задач от учащихся требуется  проведение различных вычислений, измерений и построений. Решение некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами и картами. Дополнительным источником информации является Словарь, расположенный в конце каждого учебного пособия.

Предлагаемые задачи посвящены вопросам изучения окружающего ребёнка мира, ответить на которые можно только с помощью математики. Ребята немало узнают нового о животных, о космосе, о планете, на которой они живут и о многом другом. Что позволяет активно расширять словарный запас и кругозор учащихся.

Планируя использование практических задач, учитываю следующие три этапа:

Этап 1. Знакомство с текстом самого задания, его первичный анализ в условиях фронтальной работы. Затем выполнение расчетной части работы в индивидуальной форме. Этот этап проводится на уроке.

Этап 2. Окончательное оформление работы: выполнение чертежей, построение моделей и макетов. Проводится во внеурочное время.

Этап 3. Обсуждение результатов работы (доклад о результатах работы, презентация, публичная защита, выставка и т.п.). Можно провести на следующем уроке.

Вот некоторых из практических задач:

Сколько нужно купить рулонов обоев. Чтобы оклеить комнату, учитывая, что для окон и дверей обои не требуются?

Как сделать паспарту для оформления рисунков на школьную выставку?

Как определить, что выгоднее: купить домашний цветной принтер для печати фотографий или печатать фотографии в фотостудии?

Темы задач разнообразны. Например, во втором классе детям предлагается принять участие в решении следующих вопросов: Далеко ли до Солнца? Солнце – обыкновенный желтый карлик?  Спутники планет. Кто строит крепости на воде? Кто построил это гнездо? Едят ли птицы сладкое? Почему яйцу нельзя  переохлаждаться?

Наряду с решением практических задач,  ребята приглашаются авторами практических тетрадей принять участие в работе Расчетно-конструкторского бюро, организованного в рамках УМК при научном клубе для младших школьников «Мы и окружающий мир».

Став сотрудником Расчетно-конструкторского бюро, младшие школьники имеют возможность принять активное участие в его деятельности, смогут задать и свои вопросы. Общими усилиями всех членов бюро ребенок имеет возможность   найти на них ответы. Принимая  участие в работе бюро, ребенок выполняет всевозможные расчеты, сконструирует из бумаги, пластилина; строит, дорисовывает схемы, дополняет таблицы; проводит измерения, опыты; вычисляет с помощью калькулятора; обращается  к дополнительным материалам в Интернете. Ребенку в пособии дается адрес (117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 90, офис 602, Расчетно-конструкторское бюро), по которому он может отправить письмо с результатами решений и новыми вопросами.

        Таким образом, УМК «ПНШ» предоставляет педагогам, учащимся и родителям уникальную возможность внедрения в образовательный процесс  инновационных образовательных технологий, соответствующих государственным стандартам II поколения. Способствует формированию учебных универсальных действий посредством решения младшими школьниками на уроках и во внеурочное время практических задач

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения –учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Обобщенный результат освоения обучающимися начальной школы программы развития универсальных учебных действий может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?” и "Как мне этому научиться”.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.

2. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

3.Юлия Михеева,Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий http://www.ug.ru/method_article/260

4.Соответствие УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» новым ФГОСhttp://school3ost.narod.ru/DocsFGOS/fgos_i_pnsh.pdf

5.Попова Е.Е. Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования 11.03.12  http://manovicy.68edu.ru/index.php/2011-11-14-10-36-20p/336-2012-03-11-11-19-42

6. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной шко

7. Петрова Л. Ф.Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

http://festival.1september.ru/articles/592471/

Категория: Мои статьи | Добавил: туня (17.10.2014)
Просмотров: 506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 05.07.2025, 09:20
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [17]
мои учебники [6]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz